15.09.2022
©sivko.by
Все права защищены
Любое копирование и воспроизведение текста, в том числе частичное и в любых формах, без письменного разрешения правообладателя запрещено.
Внутренний аудит
Продажи упали?
Клиентов стало меньше?
Падает выручка и конверсия?
Можно конечно все списывать на меняющийся рынок и кризис…
Конечно, полезно провести мотивирующее обучение сотрудников… вот только чему конкретно обучать?
Один из первых и самых верных шагов - сделать комплексный аудит системы продаж и сервиса.
Целью любого аудита является поиск точек роста в бизнесе.
Условно, это исследование можно разделить на несколько составляющих:
Исследование клиентов
Определите мнение каких категорий клиентов Вам интересно, сделайте выборку и организуйте их обзвон.
Рекомендую начать с категории: Обращались, но у Вас не купили.
Этой категории можно задавать различные вопросы, в т.ч. у кого купили (потом провести анализ конкурентов), уточнить чего не хватило в Вашем предложении, что было важно при покупке и пр.
Оптимально 5-10 вопросов.
Да, не все клиенты будут готовы отвечать, поэтому делайте выборку больше.
Выводы, которые мы сделали с моим клиентом после комплексного аудита:
По итогу был заказан тренинг по продажам и программа сопровождения.
1. Такие обзвоны нужно делать регулярно
2. Необходимо скорректировать навыки сотрудников, чтобы не отпускали клиента, а дорабатывали до конца.
Вторая полезная категория для исследования: Обратились и купили.
Во-первых вы можете прояснить индекс NPS (Net Promoter Score) и узнать насколько клиент удовлетворен (вопрос с какой вероятностью порекомендовали бы нас по шкале от 1 до 10).
Во-вторых Вы можете спросить почему купили именно у Вас, сколько компаний сравнивали, что стоит улучшить в Вашей работе и т.д.
Обратная связь от клиента, который Вам доверился, поможет осознать какие позиции стоит усиливать, над чем стоит работать. В будущем в работе с потенциальными клиентами Вы можете использовать прием убеждения, ссылаясь за что именно Вас выбирают другие.
Например: "Нас выбирают за то, что мы даем расширенную гарантию, быстро и в сроки выполняем заказ. Нашим клиентам очень нравится наш сервис."
Если у Вас есть постоянные клиенты, то Вы можете исследовать еще две категории:
Спрашивая клиента, делайте это искренно и естественно, проявляйте неподдельную заботу - это всегда приятно.
Исследование конкурентов
Говорят, что о конкурентах либо хорошо, либо никак.
А так же говорят - “врагов” нужно держать еще ближе, чем друзей.
Очевидно, что вы должны хорошо знать конкурентов.
Определите кто Ваши ближайшие конкуренты.
Если Вы точно не знаете кто, то в этом помогут:
На что обращать внимание?
Самое простое, что напрашивается - сравнивать цены.
Да, этот критерий важен, но он не самый главный. Или Вы всегда покупаете все самое дешевое?
Клиенты выбирают по разным причинам и только когда нет разницы между Вами и конкурентом, тогда они выбирают по цене.
При исследовании конкурентов важно понять, что клиентов удерживает от покупки у Вас и привлекает к покупке у других.
Изучите:
Изучив конкурентов вы увидите свои сильные и слабые стороны.
Обычно в тренингах и сопровождениях на этом этапе я помогаю составить карту преимуществ.
Она помогает специалисту отдела продаж легко ориентироваться и результативнее доносить клиенту ценность своего предложения и компании.
Исследование продаж
Аудит отдела продаж:
Во-первых определите, что Вы хотите от своих специалистов и что они должны делать с клиентом на каждом этапе общения.
Во-вторых справедлив вопрос: А знают ли Ваши менеджеры, что они должны делать на каждом этапе общения? Есть ли определенные регламенты и алгоритмы(не путать со скриптами), которым следуют?
Часто я встречаю компании, где менеджеры “опытные” и каждый работает по своей “системе” и “методе” и может научить каждого. А после моего аудита оказывается, что специалисты в переговорах упускают и отпускают массу клиентов.
По каждому специалисту изучите:
Вы уверены, что Ваши менеджеры отдела продаж не сливают клиентов и не теряют свои деньги и деньги компании?
Полезнее и эффективнее, чтобы аудит специалистов проводил и анализировал непредвзятый слушатель с опытом в продажах.
Говорят: “Рыба не видит воды”, а ведь многие очевидные вещи на поверхности. Профессионал со стороны сможет их увидеть лучше, чем сотрудник компании постоянно погруженный в рутину.
Исследование системы
Система продаж и сервиса в каждой компании своя, везде могут быть нюансы.
В общем плане она представляет собой несколько элементов:
Чек-лист универсальный. Обычно на встрече я помогаю индивидуально определить и понять точки роста в системе продаж.
Как часто проводить аудит продаж и сервиса
Периодичность вы выбираете сами. Важна регулярность - это, как чистить зубы. Если делать регулярно, проблем и трат на стоматолога будет меньше. Если проводить эпизодически и “когда приспичит”... ответ, думаю, знаете сами: потерянное время, деньги, нервы…
Аудит стоит организовать как систематический процесс в компании: отдельный человек (не РОП и не менеджер) слушает звонки, исследует клиентов и конкурентов… ключевое - непредвзято.
И даже в этом случае полезно периодически привлекать специалиста со стороны, чтобы получить освежающий продажи взгляд.
Что по итогу дает аудит:
А еще:
Обучение продажам
после аудита эффективнее в несколько раз!
Уверен, когда проведете аудит самостоятельно или с моей помощью - увидите, насколько это полезно и начнете делать его регулярно.
15.09.2022
©sivko.by
Все права защищены
Любое копирование и воспроизведение текста, в том числе частичное и в любых формах, без письменного разрешения правообладателя запрещено.
Поделиться в социальных сетях и мессенджерах:
Присоединяйтесь: